Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Заканчивая предпринятый мною трудъ, позволю себЪ сделать нЪкоторыя къ нему разъяснения. Учебникъ прежде всего приноровленъ къ новому плану прохожденiя курса физики въ кадетскихъ корпусахъ и въ программамЪ трехъ послЪднихъ классовъ. Согласно этому плану, физика проходится ко всЪхъ классахъ корпуса, распределяясь на три концентра: первый, подъ названiемъ природовЪдЪнiя, проходится въ I и II классахъ; второй, проходимый въ III н IV классахъ, представляетъ, подготовительный курсъ свЪдЪнiй, доступныхъ пониманiю учениковъ соотвЪтствующаго возраста, и составляющихъ, вмЪстЪ съ тЪмъ, до некоторой степени законченное цЪлое, облегчающее прохождение слЪдующаго третьяго концентра къ V, VI и VII клаосахъ. Это — уже систематический курсъ, проходимый въ болЪе серьезномъ видЪ, чЪмъ это дЪлалось до сихъ пор, и сопровождаемый рЪшенiемъ разнообразныхъ задачъ, способствующихъ лучшему усвоешю тЪхъ или иныхъ научныхъ вопросовъ, для чего освобождается необходимое время, благодаря двумь прЪдыдущiмъ концентрамъ. Курсъ природовЪдЪнiя преслЪдуетъ цЪль послЪдовательнаго прiученiя начинающихъ учениковъ къ наблюденiю важнЪйшихъ явленiй природы, как физическихъ, такъ химическихъ, путёмъ самостоятельныхъ практическихъ работъ, дли которыхъ ученикамъ предоставляется надлежащая обстановка и достаточное количество необходимыхъ, инструментовъ, посуды и материаловъ. Съ характеромъ таковыхъ рабогь можно ознакомиться, напр., изъ недавно вышедшей книги А. Винтергальтера "Практическiй курсъ природоведЪнiя", 1914 г., представляющей отнюдь не «учебникъ в собственномъ смысле этого слова, а лишь обстоятельный сборникъ послЬдовательныхъ заданiй съ необходимыми кь ним поясненiями. Подготовительный курсъ имЪеть также преимущественно практический характеръ, но въ немъ собствЪенныя работы учениковъ перемежаются беседами съ учнтелемъ, сопровождающимися, по мЪре надобности, дополнительными болЪе сложными опытами и демонстрациями приборовъ, при чемъ даются надлежащие разъясненiя для изучаемыхъ явленiй, каковыя сопоставляются, сравниваются и приводятся въ порядокъ, однако, избегая слишкомъ широкихъ обобщенiй и преждевременныхъ непосильныхъ еще для учениковъ, отвлеченныхъ разсужденiй.